Дорога Жизни

Дорога Жизни. Приближается Великий праздник – 9 мая – День Победы. В этот день будут чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, вспоминать о боях и победах. И конечно – вспоминать о миллионах погибших наших соотечественников. В преддверии праздника я хочу рассказать о Дороге Жизни. Еще со школьной скамьи все знают, что Дорога Жизни – это ледовая дорога через Ладожское озеро, соединившая блокадный Ленинград с «Большой землей». Из Ленинграда вывозили истощенных жителей города, а в город везли продовольствие. К сожалению мои родственники не дожили до открытия Дороги жизни.

Дорога-жизни

Но вряд ли кто ответит на вопрос – куда прибывали машины и автобусы из Ленинграда? Каков был конечный пункт назначения? Думаю, что только жители Санкт-Петербурга, наверное, смогут ответить на этот вопрос. А вывозили людей в 3 места: в Новую Ладогу, Кобону и Лаврово. Просуществовала ледовая Дорога Жизни с начала войны до конца апреля 1943 года, когда была прорвана блокада Ленинграда.

Дорога Жизни — Кобона

Кобону считают «столицей Дороги Жизни» — именно сюда поступила большая часть вывезенных из Ленинграда людей. Сейчас в Кобоне существует музей «Кобона: Дорога Жизни». Была восстановлена в первоначальном виде деревянная арка – контрольно-пропускной пункт, который символизирует въезд на ледовую трассу. На арке красные флаги, транспаранты и портрет Сталина. Повторяю, все восстановили как было в 1941-1943 годах.

Дорога-жизни-Кобона

Кобона – небольшой поселок на берегу Ладожского озера. Первое упоминание поселка относится к 1500 году. В начале войны здесь насчитывалось около 80 дворов. К сожалению именно за последние десятилетия Кобона лишилась всей своей инфраструктуры, которая помогла выстоять Ленинграду. Нет порта, железной дороги, подземного городка, нет госпиталей и ремонтных мастерских.

Существует стериотип, что русские в кровавой битве по самоотверженности и воле к победе, не имеют равных. А вот организаторские способности – удел других наций. Но именно организация Дороги Жизни в первую зиму блокады Ленинграда доказывает обратное. За 2 месяца на берегу озера построили крупный железнодорожный узел. В феврале 1942 года 3 женских батальона при морозах -30 градусов за 25 дней проложили железную дорогу. А весной в Кобоне возник порт! Это трудовой и боевой подвиг наших людей, потому что все это делалось под постоянными обстрелами фашистских войск!

Дорога Жизни

Дорога Жизни – это огромный транспортный комплекс, хорошо продуманный и организованный. Насчитывалось до 60 трасс, даже под полуметровым слоем воды шли грузовики и автобусы с людьми. Немцы постоянно обстреливали трассу, много машин с людьми ушло под воду, но еще больше доезжали до берега. Ученые из ленинградского физтеха быстро изучили как деформируется лед под тяжестью машин и установили, что не вес машины, а скорость создает изгибно-гравитационную волну, из-за которой машины уходят под лед. Водители получили четкие указания как вести машины на трассе.

Дорога-жизни-март

В Кобоне находится братская могила, в которой покоятся более 600 тысяч человек – столько погибло на Дороге Жизни. В местном музее Вам все расскажут, покажут хронику тех лет. А энтузиасты военно-исторического центра мечтают создать грандиозный выставочный комплекс. И не только мечтают, но и действуют. Достают со дна озера танки и грузовики, наши истребители, прикрывавшие Дорогу Жизни, и фашисткие бомбардировщики, бомбившие эту Дорогу. И надо помнить, что благодаря Дороги Жизни были спасены 2 миллиона людей!

И теперь о самом страшном. Из Ленинграда вывозили голодных истощенных людей. Их кормили перед погрузкой в машины и автобусы, а по прибытии в Кобону выдавали трехдневный паек. Жителям не разрешали кормить людей – при алиментарной дистрофии после голода нельзя много есть. Но оголодавшие люди не могли сопротивляться голоду и сразу съедали паек, что и приводило к смерти. Отсюда и такое количество умерших в братской могиле. Когда читаешь обо всем этом, понимаешь, что такое не должно повториться!

Уже в последние годы из открытых секретных архивов стало известно, что был проложен по дну Ладожского озера телефонный кабель, высоковольтный электрический кабель от Волховской  ГЭС,  трубопровод, по которому в город поступало топливо. Все это было сделано в суровую зиму 1941-1942 годов.

Все дальше от нас отодвигаются годы войны, умирают ветераны. Скоро некому будет рассказать многие подробности боев и трудовых подвигов наших предков. Мы с легкостью стали относиться к фактам замалчивания подвигов наших отцов и дедов, а это неправильно. Мы можем и должны гордиться нашей историей – историей страны, которая умеет трудиться и воевать.

Если Вы захотите посетить Музей Дороги Жизни, своим ходом добраться до Кобоны довольно сложно. Лучше туристическим автобусом или своим транспортом. Вас встретят большие энтузиасты, которые хотят сохранить для потомков героические страницы нашей истории.

 

Отдых в Подмосковье — 2